Народный художник России. Создатель множества городских архитектурных сооружений. Его авторству принадлежат памятники Игорю Курчатову, Сергею Прокофьеву и Михаилу Глинке.
Никакой помпы. Церемония прощания с Вардкесом Авакяном событие исключительно камерное. Рядом с гробом знаменитого скульптора — только близкие: родственники, друзья, соратники и поклонники его искусства.
На черно-белой похоронной фотографии он молодой и энергичный, с открытой улыбкой и черными армянскими бровями. Таким его помнят жители Челябинска. Города, которому он подарил целую коллекцию знаменитых памятников. Скульптуры композиторам Михаилу Глинки и Сергею Прокофьеву в центре мегаполиса. Памятник студенту у ЮУРГУ. Фигуры летящих Прометея и Ники на главном университетском корпусе.
Анастасия ПЛОТНИКОВА, корреспондент
Одна из самых известных работ Вардкеса Авакяна — памятник Игорю Курчатову. Знаменитый скульптор создал его по заказу горисполкомы к 250-летию Челябинска. Скульптура сложная. На фоне фигуры физика-ядерщика две полусферы, которые символизируют расщепленный атом. В 2014 года этот 11-метровый памятник внесли в реестр объектов культурного наследия Российской Федерации!
Вардкес Авакян не желал публичности. Журналистов в своей мастерской принимал крайне редко. Это кадры, которые съемочной группе ОТВ удалось сделать в 2009 году. В любимой клетчатой рубашке, с деревянной палочкой в руках, он как будто нехотя показывает свои работы — скульптуры из белоснежного уральского мрамора.
Искусствовед Елена Устьянцева считает, больше всего мастеру удавались именно станковые скульптуры из мрамора. Член Союза художников России создавала альбомы работ Авакяна, писала монографии, была вхожа в мастерскую, дружила с семьей скульптора. Рассказывает, мастер не раз вспоминал: именно мрамор привел его на Южный Урал.
Вардкес Авакян приехал в Челябинскую область из родной Армении, чтобы работать с этим капризным природным материалом, который добывали на Коелгинском месторождении.
Елена УСТЬЯНЦЕВА, искусствовед, член Союза художников России
Немногие художники обращались к этому материалу, он очень сложный. А он сделал его своим союзником, он настолько чутко, тонко чувствовал природу этого камня. Та станковая скульптура, которую он творил в мраморе, она у него звучит. Она у него дышит, она у него живет.
То, что холодный мрамор в больших и теплых руках Вардкеса Авакяна как будто оживал, отмечают почти все, кто когда либо видел его работы.
Ирина ТЕКСЛЕР, общественный деятель
В каждом произведении живет большой дух. Это не просто скульптура, которая изваяна. Это чувствует каждый человек, который приезжает в Челябинске. Когда мы встречались, я всегда заряжалась от него этим духом. Этой страстью к жизни. Этой любовью!
В своей знаменитой мастерской Вардкес Авакян трудился до последних дней жизни. Он неизменно называл себя счастливым человеком, ведь для творчества у него было все: цитата — «мастерская и свобода».
Иногда спрашивают, говорят: вот, как? У вас есть работа? Я говорю, полно! Заказов нет, а работа есть. Что за художник, если не будет работать творчески? Правильно? Много идей, много мыслей тебя мучает все время, и стараешься что-то делать!
Вардкес Аввакян умер на 93 году жизни. Остались его работы. На церемонии прощания едва уловимым шепотом присутствующие обсуждают судьбу неизвестных скульптур автора из его знаменитой мастерской.
Под теплым летним дождем знаменитого скульптора, почетного гражданина Челябинска Вардкеса Авакяна провожают в последний путь. В финале этой тихой церемонии прощания звучат долгие и громкие аплодисменты.