Игорь Антипов 6 лет страдал от непроизвольного сокращения мышц: лицо сводило судорогой, а глаз не открывался. Чтобы облегчить жизнь пациенту, нейрохирурги провели ювелирную операцию.
Сейчас Игорь чувствует себя хорошо и готовится к выписке. А совсем недавно он не мог даже водить автомобиль.
Пенсионер шесть лет страдал от непроизвольного сокращения лицевых мышц. Все началось с банального тика под нижним веком. Сначала мужчина, как и многие пациенты с таким диагнозом, наблюдался у невролога.
Игорь ЖУРАВЛЕВ, врач-нейрохирург ЧОКБ
Получают ботулинотерапию и приходят к нам уже с запущенными случаями. Когда болезнь идет более трех-четырех лет, эффект идет медленно и ждать его придется какое-то время. Поэтому пациент будет у нас наблюдаться год — будет постепенно нарастать эффект.
Ботулинотерапия шестидесятилетнему челябинцу не помогла. К тому же из-за обилия уколов пациенту пришлось отложить операцию на конец января.
Игорь АНТИПОВ, пациент
Нужно было, чтобы этот эффект обкалывания прошел и было видно, откуда идет этот импульс. Поэтому ждали до конца января.
Патология возникает, когда артерия и лицевой нерв расположены близко друг к другу. При сердцебиении происходит сокращение, и органы соприкасаются.
Чтобы облегчить жизнь пациенту, нейрохирургам необходимо провести ювелирное вмешательство: между артерией и нервом вставляется небольшая прокладка. Для таких сложных операций в Челябинской областной есть все необходимое.
Сергей ПАШНИН, заведующий отделением нейрохирургии ЧОКБ, главный нейрохирург Минздрава Челябинской области
Нейрохирургические оборудование у нас есть в полном объеме. Плюс нейрофизиологический интраоперационный мониторинг, который обязателен при этих операциях. А самое главное, что у нас есть люди — самое необходимое в этой ситуации. Люди, которые умеют это делать, могут это делать и главное, хотят это делать и помогать нашим пациентам.
Помимо нейрохирургов, анестезиологов и команды медсестер в операции обязательно принимают участие нейрофизиологи. Их задача — контроль мышц лица. Также специалисты этого профиля выбирают нужное место для установки прокладки.
Ирина ЩЕРБАКОВА, заведующая отделением нейрофизиологии ЧОКБ
Для интраоперационного контроля мы используем аномальный мышечный ответ. Это когда мы стимулируем одну веточку лицевого нерва, который иннервирует определенную группу мышц. В данном случае мы стимулируем височную ветку, которая отвечает за сокращение круговой мышцы глаза.
Непроизвольное сокращение мышц лица достаточно редкая патология. В ЧОКБ ежегодно проводится от 15 до 25 операций по декомпрессии черепных нервов.
Главный совет от специалистов — сразу обращаться к врачу, если чувствуете изменения в организме, чтобы реабилитация прошла быстро и без осложнений.